Александр Хорошавин: порт — будущее Невельского района
Невельский морской порт очень долгое время просто простаивал, поскольку московский собственник никаких действий в отношении начала его работы не предпринимал.
А ведь порт всегда был градообразующим предприятием Невельска. И развитие города зависело именно от него. В итоге после долгих тяжб причалы №1, 2 и 3 в декабре 2013 года приобрело в собственность ООО "Горняк-1". Данное предприятие было создано в 2002 году для разработки Лопатинского месторождения угля возле Горнозаводска. Однако работа шла ни шатко, ни валко. И только со сменой собственника начался стремительный подъем. Еще десять лет назад разрез ООО давал от силы 20 тысяч тонн угля в год, а в прошлом году предприятие отгрузило уже 840 тысяч тонн угля. Это второй результат после ООО "Сахалинуголь-2", которое эксплуатирует крупнейший на острове разрез "Солнцевский". У "Горняка-1", помимо Лопатинского, в разработке еще и шебунинские участки, что очень важно для отдаленных населенных пунктов юга района. Сегодня на предприятии трудится уже 500 человек. 350 тысяч тонн угля "Горняк-1" оправил на экспорт, остальное — сахалинским потребителям. Причем почти 290 тысяч тонн угля отгружено на экспорт через Невельский порт, в который собственниками "Горняка-1" уже вложено порядка 500 миллионов рублей. Причем порт будет не просто угольным, а универсальным. Причал №1 станет нефтеналивным. Уже отремонтированы причал, танки нефтехранилища, получена соответствующая лицензия. Все заработает буквально в ближайшие месяцы. Причал №2 станет перегружать уголь и сыпучие грузы. Для этого приобретены уникальные для страны шведские передвижные краны MultiDocker, способные за 4 часа обработать судно вместимостью 5 тысяч тонн. Причал №3 еще в перспективе. Здесь разместятся рефрижераторные мощности и контейнерный терминал. А пока предприятие закупило собственный парк вагонов и принимается за реанимацию подъездных железнодорожных путей. Следующим шагом должно стать приобретение самоходных барж-перегрузчиков на несколько тысяч тонн, для того чтобы оперативно обслуживать на рейде крупные, 40-50 тысяч тонн, углевозы (небольшие суда многие азиатские порты уже просто не принимают).
— Я считаю, что порт — это будущее Невельского района, — заметил побывавший на месте губернатор области Александр Хорошавин. — Он позволит сохранить лучшие морские традиции и семейные династии — все то, что делало Невельск славным городом.
А новые владельцы причалов уже начинают задумываться и о том, чтобы сделать порт пассажирским.